Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Аналитический отчет о результатах работы учителя-логопеда
МДОУ д/с «Багульник» за 2021-2022 уч.год Цыбеновой Туяны Валерьевны
Программное обеспечение учителя-логопеда:
1. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Туманова.
3. Индивидуально-коррекционная работа по коррекции звукопроизношения. Н.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.
4. Автоматизация звука (С, СЬ, З, ЗЬ, Л, ЛЬ, Р, РЬ). Альбом для дошкольника. Л.А.Комарова.
5. Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки». Е.А.Азова, О.О.Чернова.
Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности в обучении в школе и при общении с окружающими людьми.
Практика показывает, что при систематической работе с ребенком в детском саду и в домашних условиях нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении организован логопедический пункт, согласно логопедическому положению от 06 августа 2020г. По результатам входного контроля с детьми двух старших групп сформирована группа из 24 ребенка и 1 ребенка со 2 младшей группы с ОВЗ по рекомендации Центра «Дар». Для коррекционно-развивающей работы поставлены следующие цели и задачи на этот учебный год:
Цель деятельности логопедического пункта: профилактика, выявление и преодоление нарушений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- формирование полноценной фонетической стороны речи, совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения,
- слоговой структуры, коррекция лексико-грамматических средств языка;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
В коррекционно-логопедической работе большое внимание уделяется выполнению артикуляционной гимнастики, которое имеет важное значение в произношении нарушенных звуков у детей. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно в каждой группе, включая детей первой младшей группы. Для способствования развития слоговой структуры слова опираемся методикам Черенковой М.А. «Играя, учимся говорить» и Новиковой-Иванцовой Т.Н. «Ритмы. Слоги».
Для коррекционно-логопедических занятий в логопедическом пункте на этот учебный год было зачислено 25 детей: 2 ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР). ФНР – 5 детей, ФФНР – 18 детей.
При фонетико-фонематическом нарушений (ФФН) у детей наблюдается расстройство процесса образования произношения фонем с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков. Результат работы над звуковым анализом и синтезом показывает свой результат положительно, поэтому количество детей с ФФН постепенно уменьшается. Идет положительная динамика в повышении детей с фонематическим недоразвитием (ФН).
ФН - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
В детском саду коррекционно-логопедическая работа реализована через проведение подгрупповых и индивидуальных занятий (1-2 раза в неделю в зависимости от логопедического заключения) по утвержденному расписанию.
В соответствии с годовым планом проводился промежуточный контроль с целью отслеживания динамики в развитии детей. Дети с поставленными звуками выбывают из логопункта и зачисляются новые дети из резерва, то есть, ожидающие своей очереди. В течение года 1 ребенок выбыл из логопункта (М.Дарья) в связи переездом. При выпуске из детского сада из логопункта выбыло 5 детей поставленными звуками и 8 детей на этапе автоматизации. Это дети, в основном поздно начавшие говорить и которые имели несколько сложных групп нарушении. Для продолжения в следующем году коррекционных занятий осталось 11 детей: 2-подготовительная группа, 1 со 2 мл.гр. и 8 со старшей группы.
Сводная диагностика детей логопатов на 2021-2022 учебный год.
Для эффективного преодоления отклонений в развитии устной речи детей в течение учебного года проводилась следующая работа:
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Артикуляционная гимнастика в сказках», «Логопедические игры с детьми раннего возраста»;
Консультация «Формирование слоговой структуры слова»;
Индивидуальное консультирование родителей по их запросам.
В конце учебного года проводилась консультация родителей детей подготовительной группы по результатам итоговой диагностики и рекомендательного характера в целях обучения и воспитания детей в 1 классе.
Для реализации темы самообразования «Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» опиралась на методику Новиковой-Иванцовой Т.Н. и Черенковой М.А. и прошла авторские курсы учителей-логопедов «Мастерская ЛОГО-3. До речи. Формирование базовых предпосылок» и «Мастерская ЛОГО-4. После запуска речи». Эта методика рассчитана для неговорящих детей и детей с РАС. В этом году подтвердила квалификационную категорию, с января этого года назначена руководителем методического объединения службы сопровождения ГО «Поселок Агинское». В рамках проведения курсов повышения учителей-логопедов в Агинском институте выступала с докладом, проводила консультативную работу среди педагогов, учителей-логопедов и родителей. Также прошла обучение по охране труда, как член Ассоциации специальных педагогов участвовала в краевом съезде с докладом и выставкой своих пособий, приняла участие в IV метапредметной олимпиаде учителей Забайкальского края, пройдя индивидуальный тур, принимала активное участие в жизни детского сада (уборка территории, побелка, покраска, съемки на детских мероприятиях). По результатам пройденных мероприятий имеются сертификаты, благодарственные письма и справки.
02.06.2022г.
Учитель-логопед ____________ /_Цыбенова Т.В./